Проблема методологии в педагогической психологии - Лекция: Общие аспекты педагогической психологии

Возникла на стыке психологии и педагогики, а так же на стыке педагогики и возрастной психологии, и т. Взаимосвязь педагогики и психологии: Можно выделить подход Крутецкогоон говорит о том, что п. Исходя из этого, можно выделить проблемы, которые изучает педагогическая психология:. Психология обучения — предметом является развитие познавательной сферы учащихся, в условиях систематического обучения; основными задачами можно выделить выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов обуславливающих развитие познавательной деятельности, в условиях различных дидактических систем; изучение соотношения мотивационного интеллектуального плана обучения; выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка; а так же выявление психолого-педагогических критериев эффективности обучения.

Психология воспитания — предметом является развитие личности ребенка в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка и деятельности коллектива; задачи — изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок и т. Психология учителя — предметом является психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективной педагогической деятельности; задачи — определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогами возникающих педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя, и выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащихся.

Педагогическая психология имеет свою методологическую основу, она опирается на философские концепции и находит свое выражение в принципах; у п.

Деятельностный подход - Деятельность — система процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение к миру Леонтьев ; Человеческая личность не только проявляется, но и формируется в деятельности Рубинштейн ; в п. Принцип единства — деятельность и сознание это органическое целое, причем не тождество, а единство; так как сознание как бы просвечивает через деятельность, и сознание проявляется в деятельности; Леонтьев показал зависимость внутренней психической деятельности от внешней, т.

Принцип социальной природы психической деятельности человека — изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; т.

Стиль учебной деятельности — устойчивая система приемов, которая позволяет достичь продуктивности деятельности, даже при неблагоприятных природных данный. Следовательно, становится актуальным вопрос о типе обучения, о том, как учить, было замечено, что изменение типа учения приводит к изменению кода психического развития; отсюда стали развиваться такие направления в педагогике — тифло, сурдо, олигофренопедагогика; т.

Лекция: Общие аспекты педагогической психологии

Современное образование рассматривается как социальный институт и как одна из подструктур общества, состояние образования отражает состояние общества; развитие и функционирование образования обусловлено самим обществом; переход общества от индустриального к информационному; образование выступает как социальный институт с функцией культурного воспроизводства; это ориентирует людей на принятие социокультурных норм.

При этом культура понимается как система образцов поведения, сознания людей, а также совокупность предмета проявления в жизни и обществе.

Образование рассматривается как система — сложный механизм, имеет свою структуру, включает в себя разные элементы и связи, имеет свое управление и организацию; система характеризуется: Система образования характеризуется разнонаправленностью, при этом могут быть разные формы школы, лицеи, гимназии, колледжикаждая ступень образования имеет свои организационные формы обучения, так же имеются специальные формы контроля опросы, зачеты, экзаменыпреемственность уровней то есть каждый последующий уровень строится на основе предыдущегоуправляемость, эффективность, направленность.

Так же имеет свои качественные и количественные характеристики, и все это одновременно функционирует и развивается. Образование рассматривается как процесс — образовательная система функционирует и развивается в учебно-воспитательном процессе, основной задачей процесса является развитие и саморазвитие человека как личности, и этот процесс продолжается до конца сознательной жизни человека; образование как процесс непрерывно, постоянно видоизменяется в зависимости от целей, меняется содержание, меняется форма образования; сущность образования как процесса заключается в следующих характеристиках — разводятся две стороны обучение и научение, выделяются два субъекта образования ученик и учитель; со стороны обучающего образовательный процесс представлен единством обучения и воспитания, а со стороны обучающегося это освоение знаний, решение образовательных задач, активное участие в личностных и коммуникативных тренингах; и все это способствует всестороннему развитию личности человека; образование это активный процесс учения и познания.

Образование рассматривается как результат — это образ того результата который должен быть получен, и тот который есть реально; образ который должен быть получен, конкретизируется образовательной системе и зафиксирован в образовательных стандартах, он включает требования к качествам личности, к его знаниям, умениям, навыкам; второй план — это сам человек, который прошел обучение; чем шире у человека образование, тем увереннее и конкурентно способнее становится человек; качество и уровень образования соответствуют таким параметрам как ощущение себя, чем выше результат, тем выше чувство собственного достоинства присутствует у человека.

Обучение — это вид формирования личности и коллектива, формируются в процессе упражнений, но при этом дополняются связями нового содержания, которое устанавливает связи с уже имеющемся. Педкасссистый - обучение, это общение, в процессе которого происходит познание и усвоение общественно-исторического опыта, а так же происходит овладение той или иной конкретной деятельности. Харламов — обучение, это целенаправленный педагогический процесс организации, стимулирования, активной учебно-познавательной деятельности учащихся в овладения научными знаниями и навыками, творческих способностей, формирует нравственно-эстетические взгляды и мировоззрения.

Зимняя — обучение, это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социального опыта другому человеку или людям, в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

В процессе существует две стороны обучающая, и обучающаяся. Можно выделить два процесса: Выготский говорит, что психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Давыдов дает ответы на поставленные вопросы, он говорит, что образовательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов, каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы сознания.

Стержнем же учебного предмета является его программа, это иерархическое и систематическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению.

Программа, которое фиксирует содержание учебного предмета. Включает методы, сроки обучения, характер дидактических пособий, а так же проектирует тип мышления, который формируется у школьника в процессе усвоения ими предлагаемого материала. Содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.

Давыдов отводит внимание контексту передачи, то есть что передавать, что транслировать обучающимся. Самым общим понятием отражающим результат является научение. И очень важно понять какое соотношение между обучением, учением, научением. Обучение — совместная деятельность учителя и ученика, которая обеспечивает усвоение знаний школьника и овладение способами приобретения знаний. В рамках обучения можно выделить деятельность учителя и деятельность обучаемого.

Учение — это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладение способами приобретения этих знаний. Научение - приобретение индивидуального опыта и прежде всего автоматизированных навыков. Научение — как целенаправленный процесс, процесс сознательного присвоения социокультурного опыта, формируется в процессе учения. Учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработке условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, а так же аналатико-синтетической деятельности мозга.

Результатом будет приобретение новых условных рефлексов, новые паттерны взаимодействия и связей, и т.

Глава 2 методологические основы педагогической психологии

Следовательно, когда учение воздействует на данные аспекты, результатом научения будет являться адаптация. Содержанием будет являться законы и закономерности развития человека в обществе, а результат будет в определенном уровне социализации человека. Научение как побочный продукт, научение может происходить в деятельности, может быть как побочным продуктом, так и результатом.

Как побочный продукт может происходить в труде, стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта. Побочный продукт в труде — как качество личности; навыки; осмысление каких-либо аспектов деятельности; в игре — освоение ролей, навыков.

Есть такие виды, которые характерны для животных, а есть такие, которые характерны для человека. Характерные как для человека, так и для животных:. Развитие — сложное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие происходит в течение всей жизни, изменяются только направления этого развития, изменяются только интенсивность, характер и качество развития.

Психическое развитие — это самостоятельный независимый процесс, который имеет свои внутренние закономерности. И развитие ребенка представляется как процесс подчиненный природным законам и протекающий по мере созревания, обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряя, или напротив задерживая сроки проявления новых стадий развития, при этом обучение не изменяет последовательности этих стадий и не влияет на психологические особенности.

Стадии интеллектуального развития определяются системой организации и способами передач индивиду общественно-исторического опыта; обучение и воспитание рассматривается как регулятор связи между психологическими функциями и свойствами личности. Эльконин и Давыдов разрешают эти вопросы через решение выведение на первый план содержания обучения; Менчинская, Богоявленская, Меллер — считают, что эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности; т.

Занков — развивающий аспект обучения достигается путем совершенствования самого процесса обучения, куда входят и формы, и методы, и средства, и содержания. Гальперин и Талызина — они исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуально развитие ребенка, которое позволяет пошагово управлять процессом усвоения знаний.

Матюшкин, Кудрявцев — исследователи проблемное обучение в развитии ребенка. Последнее изменение этой страницы: Все права принадлежать их авторам. Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления. Общие аспекты педагогической психологии.

  • Комментарии

Они создавались для измерения объективности программ и процессов обучения. Данный подход позволяет вычленить то содержание метода, которое независимо от теории, в рамках которой данный метод возник и используется. Обращаясь к нему, учительница спросила:



Нужно сказать, что ограничения эмпирического. В беседах , диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.